МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ – структурное подразделение Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»г. Санкт-Петербург

Экспозиционный зал Центрального музея Октябрьской железной дороги
Развитие железных дорог общего пользования в России началось с постройки небольшой линии, связавшей Санкт-Петербург с Царским Селом и Павловском.
Право на строительство железной дороги получил австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. Под его руководством ранее строилась первая железная дорога в Австрии. 27 сентября 1836 года состоялась первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским Селом и Павловском.
30 октября 1837 года Герстнер лично провел первый поезд до Царского Села. Полностью Царскосельская железная дорога была сдана в эксплуатацию в 1838 году. Так началась история железной дороги в России.
В разное время на Северо-Западе нашей страны предпринимались попытки создания железнодорожных музеев, но ведомственный музей Октябрьской железной дороги появился 25 июля 1978 года. Его первое название – Центральный музей Октябрьской железной дороги. Инициатором создания музея стала сама железная дорога.
22 марта 1974 года было принято Постановление Президиума Дорпрофсожа и руководства Октябрьской железной дороги «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской ж.д.», предписывающее создать на дороге производственный музей.
Первым руководителем музея стал Чубаров Владимир Васильевич (1908 – 1989) – начальник Октябрьской железной дороги до 1977 года, Герой Социалистического Труда (1974), участник Великой Отечественной войны, награждённый двумя орденами Ленина (1959, 1974), орденами Октябрьской Революции (1971), Трудового Красного Знамени (1957), медалями, а также двумя золотыми медалями ВДНХ СССР, знаком «Почётному железнодорожнику». Именно он подписал приказ о создании музея, а также участвовал в основании Музея железнодорожной техники на станции Шушары. Усилиями Чубарова В.В. и других энтузиастов своего дела 25 июля 1978 года Центральный музей Октябрьской железной дороги открыл для посетителей свои двери по адресу: Ленинград, Литейный проспект, дом 62.

Экспозиция Центрального музея Октябрьской железной дороги
Первая экспозиция музея рассказывала об истории строительства и эксплуатации Царскосельской и Николаевской железных дорог, об участии железнодорожников в революции и Гражданской войне, работе магистрали в первые пятилетки. Отдельное внимание уделялось подвигу железнодорожников в Великой Отечественной войне, а также развитию дороги в послевоенные годы. Первыми посетителями музея были железнодорожники Октябрьской железной дороги и других дорог страны, школьники, студенты, аспиранты, любители железных дорог и посетители, интересующиеся историей России в целом и железнодорожного транспорта в частности.
Наиболее важным направлением деятельности в первые годы существования музея стала работа по руководству деятельностью производственных музеев, располагавшихся на многих станциях дороги.
В конце 1980-х годов общими усилиями руководителей дороги и энтузиастов-любителей истории началась работа по сохранению натурных экспонатов железнодорожной техники. Вновь создаваемый музей решили разместить на станции Шушары, у платформы «Пост 16 км» Витебского хода. Первый в России Музей железнодорожной техники – как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги – был открыт 1 августа 1991 года.
Жизнь музея была наполнена яркими событиями. Среди них, конечно, можно отметить открытие новой экспозиции Музея на набережной Обводного канала, 114. Она посвящена истории строительства и развития железнодорожной сети России: от Царскосельской на паровозной тяге до появления высокоскоростного движения на линии Санкт-Петербург – Москва.
В 1995 году произошло ещё одно знаменательное для музея событие – поступление вагона-салона Китайской Восточной железной дороги, одного из немногих сохранившихся вагонов-салонов дореволюционной постройки. Этот вагон был построен Русско-Балтийским вагоностроительным заводом в г. Рига для Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в 1901 – 1903 годах. Он имеет конструкцию кузова типа Полонсо с несущими нижними полустенками из толстых железных листов, в связи с чем, вагоны данного типа иногда ошибочно назывались «бронированными». С 1935 по 1945 годы КВЖД эксплуатировалась под японским надзором. С большой вероятностью можно утверждать, что в этот период император Манчжоу-Го Пу И использовал вагон для служебных и частных поездок в СССР, где был востребован партийными и железнодорожными руководителями вплоть до первой половины 1990-х годов.
В 1997 году в музей поступил ещё один уникальный экспонат – паровоза С.68, единственный сохранившийся паровоз этой серии. Он был разработан под руководством выдающегося инженера Бронислава Малаховского на Сормовском заводе в 1910 году. Машина, представленная в Музее железных дорог России, построена на Невском заводе в 1917 году и является единственной уцелевшей машиной данной серии в мире. Паровозы С были одними из самых совершенных пассажирских дореволюционных паровозов. «С» значит обозначение серии: конструкции Сормовского завода. На основе их конструкции был создан локомотив серии СУ, который стал самым массовым советским пассажирским паровозом.
Одной из важных исторических вех жизни музея стало открытие новой экспозиции Музея железнодорожной техники как филиала Центрального музея Октябрьской железной дороги. Она начала свою работу 2 августа 2001 года на площадке у Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Сюда была переведена часть техники с платформы Паровозный музей.
Коллекция железнодорожной техники была расположена на путях Варшавского вокзала.
Площадь экспозиции составляла 20000 кв. метров, – использовалось 4 железнодорожных пути для экспонатов общей протяжённостью более 1,5 километров и один путь для отправления ретро-поездов на паровой тяге. На этой площадке музея было представлено около 90 единиц ценных образцов железнодорожной техники: паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и других экспонатов. Редкие паровозы серии Ь и ОВ конца XIX – начала XX в., локомотивы и вагоны Германии, Италии, США, Венгрии, Канады, Франции, Чехословакии, железнодорожная техника военного времени, боевой железнодорожный ракетный комплекс (2006 г), вагон-салон Китайской Восточной железной дороги, отреставрированный в 2007 г.
В 2006 году в музей поступил боевой железнодорожный ракетный комплекс 15П961 («Молодец»); с 2001 года была поставлена железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 времён Великой Отечественной войны. В 2012 году началось строительство объекта «Музей Октябрьской железной дороги» – сегодня «Музей железных дорог России» – на станции Санкт-Петербург – Балтийский. В 2016 году состоялся переезд экспозиции в новый современный музей у Балтийского вокзала. 30 октября 2017 года музей получает новое название – Музей железных дорог России.

Паровоз-памятник СО17-2286 у здания Музея железных дорог России
Основа современной коллекции музея – 118 единиц исторического подвижного состава (редкие и уникальные локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника). Фонды музея насчитывают более 25 000 единиц хранения, в том числе документы, фотографии, произведения изобразительного искусства, коллекции нумизматики, фалеристики, инструменты, приборы и редкие предметы железнодорожной тематики разных лет. С 2018 года Музей железных дорог России – постоянный участник акции «Ночь музеев». По итогам её проведения музей неизменно остаётся одной из самых посещаемых площадок.
В 2019 году музей стал номинантом премии «Европейский музей года» и лауреатом премии «Общественное признание». С 2019 года музей неоднократно побеждал во многих номинациях, получал гран-при и становился лауреатом Всероссийского конкурса «Корпоративный музей», став лидером рейтинга этого престижного конкурса по итогам участия в 4-х сезонах в 2023 году.
Каждый год в музее проходят масштабные праздники ко Дню Победы, и у каждого события особая тема. Например, в 2021 году праздник был посвящён Победной весне 1945 года, в 2022 году рассказывал о городах-героях, расположенных в России, а в 2024 году посетители вспоминали Героев Победы.
В 2020 году, юбилейном году Великой Победы, музей дважды стал призером конкурса «Территория Победы».
В октябре 2022 года в преддверии 5-летия у музея появилось собственное уникальное мобильное приложение. С его помощью посетители могут воспользоваться бесплатными экскурсиями, навигацией, рассмотреть 3D модели экспонатов, изучить архивные материалы.
Три года подряд, начиная с 2022 года, в музее проходит двухдневный фестиваль уличной культуры «Движение разрешаю». В экспозиции под открытым небом звучат живые диджей-сеты, проходят мастер-классы и работает зона уличного спорта. В дни фестиваля уличные художники расписывают стены в открытой экспозиции музея тематическими граффити. В 2023 году музей стал обладателем приза зрительских симпатий Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» за памятник Министру путей сообщения князю Михаилу Ивановичу Хилкову (1834-1909).
Миллионного посетителя музей принял 3 апреля 2022 года, полуторамиллионного – 26 июня 2023 года, а 4 августа 2024 года Музей железных дорог России встретил двухмиллионного посетителя. Сегодня это один из самых крупных корпоративных музеев России, представляющий интерес для посетителей всех возрастов и профессий и достойно передающий историю и опыт российских железнодорожников.

Коллектив Музея железных дорог России. 2020 г. Фотограф – В. Казарин
Фото предоставлено
музеем железных дорог России